Урок русского языка
Урок профориентации
Предмет:Русский язык. Тема :Введение . 6 класс.
Мы поговорим о мире профессий, где русский язык встречается с различными отраслями и направлениями.
Предмет:Русский язык. Тема :Введение . 6 класс.
Слово педагога: Добрый день, ребята! Обычно на наших уроках мы учимся писать без ошибок, пишем сочинения и разбираем новые правила. Но сегодня у нас с вами необычный урок: мы поговорим о мире профессий, где русский язык встречается с различными отраслями и направлениями.
Русский язык — государственный язык нашей страны, главное средство для общения и передачи информации. И, конечно, многочисленные правила, которые вы учите в школе, нужны не только для того, чтобы сдать экзамен. Можно даже сказать, с этого только начинается дорога в мир, где вы каждый день будете использовать наш язык в жизни и в работе.
Есть множество людей, работа которых связана с русским языком напрямую. Есть и те, для кого оно стало делом жизни.
Для меня русский язык — это настоящий волшебный инструмент. С ним можно творить чудеса, найти нужные слова для любых чувств и мыслей, узнать через него историю и культуру нашего народа. И сегодня мне особенно приятно провести занятие, на котором вы сможете познакомиться и с другими профессиями, которые объединяет этот замечательный предмет.
Надеюсь, этот урок и мой личный опыт позволят посмотреть на русский язык и сквозь призму моей любви к своему делу и значимости этих знаний в профессиях других людей. А для начала — внимание на экран.
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА
Слово педагога: В ролике, который мы посмотрели, были примеры разных профессий, в которых русский язык особенно важен. Ребята, какие профессии вам запомнились больше всего?
Ребята называют профессии: журналист, пресс-секретарь, корректор, палеограф, дипломат, ведущий, копирайтер, дата-журналист, комьюнити-менеджер, экскурсовод, врач-логопед, специалист по космической политике и праву
Слово педагога: А как бы вы дополнили список профессий, в которых, на ваш взгляд, нужен русский язык?
Ученики отвечают, например: режиссёр, редактор, переводчик, СММ-менеджер, маркетолог, актёр, нейролингвист, врач-терапевт.
Слово педагога: Действительно, существует очень много профессий, в которых нужен русский язык, и все они разные. А кто считает, что этот предмет ему никогда не пригодится? Почему?
Ответы учеников.
Слово педагога: Вы меня очень заинтересовали своими ответами. На самом деле знание родного языка пригодится во всех сферах. И если сейчас для вас русский язык — это школьный предмет, то в жизни — это инструмент для достижения целей в абсолютно разных областях. Ведь грамотность и умение доносить свои мысли нужны любому специалисту.
Слово педагога: А сейчас мы с вами продолжим узнавать разнообразные факты про русский язык. И сделаем мы это в формате игры «Верю — не верю». Я буду называть факты / на экране вы увидите факты, а ваша задача определить, насколько они правдивы.
Если вы согласны с фактом — поднимите большой палец вверх, если не согласны — опустите вниз.
Для проведения игры используйте презентацию или зачитывайте факты вслух.
Факты:
1) Знание русского языка — обязательное условие космонавтам со всего мира для полёта на Международную космическую станцию — ВЕРНО.
В МКС есть отдельный российский сегмент.
2) Буква «Я» не всегда была последней — ВЕРНО.
Буква «Я» когда-то была первой в алфавите. Правда, тогда её называли «Аз» и обозначала она самого себя.
3) В русском языке можно создать слово любой длины — ВЕРНО.
Сделать это можно с помощью приставок, суффиксов и дефисов, например: сельскохозяйственно-машиностроительно-производственно-перерабатывающий комплекс.
4) Слово «азбука» пришло в русский язык из других языков — НЕВЕРНО.
Многие слова, которые начинаются на «А», пришли из других языков: альянс, абрикос, абонемент. Но исконно русскими считаются «авось» и «азбука».
5) Никто не знает, сколько точно слов есть в русском языке — ВЕРНО.
Он постоянно меняется, и в разных словарях разные цифры. К примеру, в Русском орфографическом словаре РАН под редакцией Лопатина В. В. и Ивановой О. Е. около 200 000 слов.
6) Русский язык имеет одно единственное слово, у которого нет корня — ВЕРНО.
Это слово «вынуть».
7) У русского языка есть даже свой день — 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина — ВЕРНО.
А Международный день грамотности отмечают 8 сентября, в день рождения его жены Натальи Гончаровой.
8) Слова на букву «Ы» всё-таки существуют — ВЕРНО.
Они используются в основном для обозначения городов, рек и сёл. Например: Ынырга – село в Алтайском крае, Ыстаннах — остров на реке Лена.
9) В школе изучают шесть падежей русского языка, однако различные нюансы словообразования позволяют сказать, что в русском языке их семь — НЕВЕРНО.
Их минимум десять.
10) В русском языке более 400 слов с корнем «люб» — ВЕРНО.
Если точно — 441 слово.
КАРТА С ПРОФЕСИЯМИ
Слово педагога: Ребята, мы с вами уже лучше познакомились с русским языком и профессиями, в которых нужны знания этого предмета. А сейчас я предлагаю вам чуть глубже изучить эту тему. Мы будем составлять карты профессий. Каждая группа сейчас получит карточки с описаниями профессий. Ваша задача — ответить на вопросы в карте. А потом эту карту презентовать классу. Помните, что это не контрольная работа, здесь нет правильных или неправильных ответов, но свою точку зрения вам нужно будет обосновать.
Ученики получают распечатанную карту и несколько профессий с краткими описаниями. Педагог распределяет 15 профессий между группами учеников.
Например:
-
ведущий мероприятий
Его задача — сделать так, чтобы мероприятие запомнилось надолго и оставило только приятные впечатления. Он много общается с людьми, часто работает на сцене, иногда сам составляет сценарий мероприятия.
-
пресс-секретарь
Этот человек общается со СМИ и общественностью, представляя интересы какой-либо компании или частного лица. Он часто организует интервью и общается с журналистами, чтобы сохранить или укрепить репутацию того, на кого работает.
-
спич-райтер
Это помощник политического или общественного деятеля, который пишет для него тексты речей и выступлений. Этот специалист владеет знаниями и опытом в таких сферах, как политология, психология, литература и ораторское мастерство.
-
воспитатель
Этот специалист работает с детьми, которым от 1,5 года до 7 лет. Он проводит занятия в игровой форме и учит их рисовать, лепить, готовить поделки — делает всё для их развития.
-
юридический консультант
Этот специалист консультирует сотрудников по юридическим вопросам. Этот специалист следит за тем, чтобы деятельность компании соответствовала законодательству.
-
актёр
Он лучше всех умеет перевоплощаться в самые разные образы и роли. Обычно служит в театре или снимается в кино. Ему важно чувствовать других людей и их эмоции, разбираться в психологии, иметь хорошо поставленную речь.
-
редактор
Этот специалист знает всё о том, каким должен быть идеальный текст — написанный или звучащий. Он готовит к выпуску книги, телепередачи, фильмы или журналы. А ещё подбирает авторов и придумывает, как сделать контент ещё интереснее.
-
дата-журналист
Этот специалист готовит к публикации самые разные материалы, анализируя большие объёмы данных. Он превращает сухие цифры в понятные для читателей истории о людях, событиях и проблемах. А затем распространяет их в средствах массовой информации или коммерческих компаниях.
-
переводчик
Этот специалист помогает людям, говорящим на разных языках, понимать друг друга. Работа переводчика может быть устной или письменной. Часто этот специалист осваивает особую сферу, например, юриспруденцию или информационные технологии — и сосредотачивается на переводах по особым тематикам.
-
технический писатель
Этот специалист пишет самые разные инструкции и помогает рядовым пользователям разобраться в использовании какого-либо прибора или программы.
-
специалист по связям с общественностью (PR-менеджер)
Этот специалист отвечает за создание и поддержание благоприятного имиджа фирмы или отдельной торговой марки, принадлежащей этой фирме. Он делает бренд узнаваемым и популярным, а для этого много и часто общается с людьми.
-
экскурсовод
Этот человек знакомит нас с самыми интересными местами на туристических маршрутах — он знает всё об истории, архитектуре, достопримечательностях и природе той или иной местности и умеет про это рассказать.
-
копирайтер
Он пишет тексты и статьи, задача которых — привлечение новых клиентов или покупателей. А работает обычно в рекламных агентствах, у владельцев предприятий, в рекламных и маркетинговых отделах фирм, интернет-магазинах, в области продвижения сайтов.
-
компьютерный лингвист
Он «учит» говорить искусственный интеллект и разрабатывает такие программы, чтобы все чат-боты и голосовые помощники могли общаться с человеком и понимать услышанное или написанное им.
-
учитель русского языка
Этот специалист знакомит школьников с правилами русского языка и учит их грамотно излагать свои мысли: устно и письменно. Он следит за успеваемостью класса, разрабатывает рабочие программы и ведёт уроки, но самое главное — прививает школьникам любовь к родному языку.
Ученикам нужно заполнить карту и ответить на вопросы:
-
Почему этому специалисту необходим русский язык?
-
Что будет без знания этого предмета?
-
Оцените от 1 до 5 важность этого предмета в профессии.
-
Какие ещё предметы, кроме русского языка, нужны этому специалисту?
Педагог разбирает одну профессию вместе с учениками, например:
Профессия: специалист по связям с общественностью (PR-менеджер)
-
Этому специалисту нужна литература, чтобы придумывать новые способы того, как сделать компанию, бренд или человека более узнаваемыми. Ведь популярные литературные образы и сюжеты — то, что узнают и любят люди по всему миру. Кроме того, этот специалист много общается с людьми, а значит, грамотная речь, хороший словарный запас и широкий кругозор ему точно не помешают.
-
Без знания литературы этот специалист, скорее всего, не сможет быть настолько же креативным и изобретательным.
-
5.
-
Этому специалисту нужно отлично знать обществознание, иностранный язык.
Ребята, сегодня мы много говорим о русском языке, о том, как много профессий не могли бы полноценно существовать без нашего школьного предмета. В том числе и моя… (педагог делится личным опытом того, чему его научил русский язык).
В русском языке сосредоточена вся мудрость нашего народа. Изучая его, можно узнать, как жили наши предки, чем они занимались и что любили. Многие пословицы, поговорки и фразеологизмы в русском языке появились благодаря профессиям — когда-то их использовали только определённые специалисты, а уже потом и все остальные. Предлагаю вам игру, в которой ваша задача — отгадать, о каких специалистах идёт речь.
-
Кто должен был «ковать железо, пока горячо?» (Кузнец)
-
О ком идёт речь в пословице «чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть»? (Рыбак)
-
А какой специалист «не взявшись за топор, избы не построит» и работает «без сучка, без задоринки»? (Плотник)
-
Кто должен «держать порох сухим»? (Военный)
-
Кто «играет первую скрипку»? (Музыкант)
-
А «стрижёт под одну гребёнку»? (Парикмахер)
-
Какой специалист «мчит на всех парах»? (Железнодорожный работник)
-
У какого специалиста всё может быть «шито белыми нитками», «трещать по швам»? (Портной)
-
К какому специалисту относятся выражения «на всех парусах», «гнать волну», «полный вперёд»? (Моряк)
-
Какой специалист первым стал говорить, что «этот номер не пройдёт»? (Актёр)
-
В речи какого специалиста могло появиться выражение «сбоку припёка»? (Пекарь)
-
А о ком говорят «детей учить, не лясы точить»? (Учитель, воспитатель)
Слово педагога: Ребята, как мы сегодня убедились, знания русского языка и литературы необходимы в каждой профессии. Мы увидели, что всем специалистам важно понимать и быть понятым, а без правил русского языка и знаний литературы этого сделать нельзя. Эти предметы являются инструментом для достижения разных целей: описания спортивного матча, составления отзывов на бытовую технику, написания постов в социальных сетях и публичных выступлений. Они нужны и актёрам, и программистам, и предпринимателям.