МБОУ "Майская СОШ"
пос. Майский, Курумканский район, Республика Бурятия
  • Урок "Россия — страна цифровых технологий"

    Россия — страна цифровых технологий: узнаю о профессиях и достижениях в сфере цифровых технологий и искусственного интеллекта.

    Урок про про профессии в сфере высоких технологий, внедрении их в различные области нашей жизни и производства. Занятие провел учитель информатики и ИКТ, и.о.обязанности директора школы Ухинов Баир Хамарович.

    29 февраля четверг
    Урок "Россия — страна цифровых технологий".

    Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о цифровых технологиях и внедрении их в различные области нашей жизни и производства. В прошлом году мы с вами уже обсуждали эту тему, и многим она понравилась. А сегодня вы узнаете ещё больше о достижениях нашей страны в этой области — их у нас немало.

    Цифровые технологии буквально перевернули нашу жизнь и продолжают это делать. Сегодня они помогают находить новые лекарства, ставить диагнозы, проводить онлайн-консультации и даже операции. Голосовые помощники и чат-боты помогают предпринимателям и банкам, а на заводах цифровые технологии следят за безопасностью. Наши с вами занятия, доступные во всех российских школах, тоже стали возможны благодаря цифровым технологиям, это ещё одно большое достижение нашей страны. И это я перечислил только небольшую часть применения цифровых технологий, которые сегодня разрабатываются и используются в России. Мне интересно узнать, есть ли в нашем классе ученики, которые хотели бы заниматься развитием цифровых технологий и стать, например, программистом?

    Слово педагога: Здорово! И, кроме того, на прошлом занятии мы с вами обсуждали, что цифровые технологии сегодня вплетены во все отрасли. Россия стала одним из мировых лидеров по уровню развития и использования государственных цифровых технологий в жизни граждан. Сегодня, чтобы получить справку или оформить важные документы, достаточно зайти на сайт или в мобильное приложение. Но то, к чему вы и ваши родители привыкли, не существовало ещё десять лет назад. У многих развитых стран этого нет и сегодня.

    На сегодняшнем занятии мы с вами посмотрим на то, как некоторые сферы работали без внедрения цифровых технологий. Вас также ждут видеоролики о достижениях и развитии цифровых технологий в нашей стране и интересные игры. Не будем терять драгоценное время дополнительного дня и посмотрим видео с международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ в Москве.

    Просмотр ролика

    Игра «Было-стало»

    На экране (или в раздаточных материалах) появляются три колонки: «Задача» и её решение в группе «Было» и «Стало». Задача обучающихся  — найти верную цепочку «Задача», «Было», «Стало». Цель игры — показать, как задачу решали в прошлом, до развития цифровых технологий, и как её решают сейчас.

    Слово педагога: Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Можно много говорить о том, как цифровые технологии изменили нашу жизнь за последние 30 лет. Но лучше всего об этом расскажут конкретные примеры. Поэтому мы сейчас посмотрим на ряд задач и на их решения в прошлом и в наши дни. Но прежде, чем мы перейдём к игре, я хочу познакомить вас с термином «цифровизация». Вы могли встречать его, например, в новостях. Цифровизация — это применение цифровых технологий в различных областях нашей жизни и производства. Сейчас на экране появятся задачи и способы их решения 30 лет назад и в наше время благодаря цифровизации. Вам нужно будет найти верную цепочку: «Задача», решение задачи в группе «Было» и решение задачи в группе «Стало».

    Ответы обучающихся.

    Слова педагога: Отлично, ребята! Вы наглядно увидели, как сильно изменились некоторые области, и как разработки наших специалистов помогли упростить многие процессы. Такая цифровизация подарила жителям России много возможностей. А в будущем наши специалисты намерены внедрять искусственный интеллект во многие области и повышать уровень кибербезопасности. Впрочем, я забегаю вперёд. Прежде чем мы поговорим о будущем, давайте посмотрим видеоролик об истории развития цифровых технологий в нашей стране.

    Интерактив «Профессии в сфере цифровых технологий»

    Слово педагога: Сейчас я раздам каждой группе «Карту цифровых технологий». Ваша задача — заполнить её при помощи справочника. На карте отмечены отрасли, в которых используются цифровые технологии. Вам нужно подобрать к каждой отрасли по две профессии: одна из них давно известна, а вторая — новая. Ещё не так давно на неё нельзя было выучиться в ссузе или вузе или устроиться на работу по этой специальности, потому что её просто не существовало. Но сегодня эти профессии стали актуальны и востребованы. Если вы не будете знать некоторые профессии, в справочнике вы найдёте подсказки. Приступаем к заполнению карты.

    Направления:

    1. Образование и наука

    2. Здравоохранение

    3. Социальное обслуживание

    4. Культура и искусство

    5. Физическая культура и спорт

    6. Финансы и экономика

    7. Юриспруденция

    8. Архитектура и строительство

    9. Средства массовой информации

    10. Обеспечение безопасности

    11. Сельское хозяйство

    12. Транспорт

    13. Нефтегазовая промышленность

    14. Электроэнергетика

    15. Лёгкая и текстильная промышленность

    Слово педагога: Мы с вами только что узнали о перспективах отрасли. И хочется сказать, что новые достижения станут возможны благодаря вам, потому что именно вы — наше будущее! Не знаю, какие профессии вы выберете, но все они так или иначе будут связаны с цифровыми технологиями, например, применением искусственного интеллекта или анализом данных. Без них уже никуда. Поэтому мы сейчас с вами сыграем в интересную игру, с помощью которой вы узнаете, какие достижения уже являются частью нашей жизни, а какие ждут нас впереди. Возможно, к ним нас приведёте именно вы. Сейчас на экране появятся факты о развитии цифровых технологий в России. Ваша задача — распределить их в две группы: будущее или реальность. Приступим.

    1) В России доставляют посылки при помощи дронов.

    БУДУЩЕЕ. В 2024 году в Иннополисе, городе высоких технологий в Республике Татарстан, планируют протестировать аэродоставку при помощи дронов. А ещё российские разработчики создали дронопорт-почтомат, в который беспилотник может доставлять посылки и документы без участия человека.

    2) В России создали «умную» одежду для людей с ограниченными возможностями.

    РЕАЛЬНОСТЬ. Такую технологию придумали российские разработчики. «Умная» одежда сможет измерять важнейшие показатели здоровья и передавать их в мобильное приложение родственника или врача. Это поможет своевременно реагировать в опасных ситуациях.

    3) Каждый житель России может открыть цифровой кошелёк.

    БУДУЩЕЕ. Это будущее, которое вот-вот настанет. Такую возможность все граждане РФ получат уже в 2024 году. Об этом министр финансов РФ Антон Силуанов рассказал на лекции в рамках выставки-форума «Россия». А с 1 августа 2023 года в России появилась третья форма национальной валюты — цифровой рубль. Цифровой рубль представляет собой уникальный цифровой код, который будет храниться в цифровом кошельке.

    4) Россия признала киберспорт официальным видом спорта.

    РЕАЛЬНОСТЬ. Россия стала первой страной в мире, признавшей киберспорт официальным видом спорта.

    5) Искусственный интеллект выявляет ЛОР-заболевания на рентгене.

    РЕАЛЬНОСТЬ. Несколько лет назад искусственный интеллект научился выявлять признаки COVID-19 на компьютерной томографии (КТ) лёгких, что очень помогло во время пика распространения опасного недуга. Теперь же специалисты научили нейросеть распознавать на рентгеновских снимках признаки ЛОР-заболеваний, в частности, синусита.

    6) В России научили нейросеть анализировать обращения граждан в госорганы.

    РЕАЛЬНОСТЬ. Такую технологию создали российские специалисты. Нейросеть призвана улучшить качество работы чиновников с обращениями граждан. Так, например, в 2023 году власти Саратовской области сообщили, что планируют использовать ИИ для обработки электронных сообщений граждан для предоставления обратной связи в рамках проекта «Цифровая платформа обратной связи».

    7) Промышленность в России более чем на 90% обеспечена отечественными цифровыми решениями.

    БУДУЩЕЕ. К 2030 году российская промышленность почти полностью должна перейти на отечественное программное обеспечение (ПО). Планируется, что на 90% она станет обеспечена отечественным ПО. Но уже сейчас 50% всех индустриальных программных обеспечений в нашей стране являются российскими.

    8) В России существует национальная платежная система.

    РЕАЛЬНОСТЬ. В 2015 в нашей стране году появилась национальная платежная система «Мир». Сейчас карты «Мир» выпускают более 160 банков. Число выпущенных карт превысило 180 миллионов.

    9) Алгоритм распознавания лиц помогает российским полицейским ловить преступников.

    РЕАЛЬНОСТЬ. Такие примеры уже есть. Уличные камеры, подключённые к системе распознавания лиц и сверке с фотографиями из базы МВД, помогают это делать. Алгоритм «узнаёт» человека, находящегося в розыске, и затем сообщает полицейским о нём при помощи приложения на смартфоне.

    10) В Казани состоялся Международный мультиспортивный турнир в концепции фиджитал «Игры будущего».*

    *Фиджитал — инновационное направление в сфере спорта, в рамках которого осуществляется соединение физических и цифровых активностей в спорте. Сочетание классического спорта, киберспорта и технологий.

    РЕАЛЬНОСТЬ. «Игры будущего» проходят в Казани с 21 февраля по 3 марта 2024 года. По прогнозам организаторов, на них соберутся две тысячи участников в 21 дисциплине, а количество просмотров этих соревнований достигнет трёх миллиардов.

    Слово педагога: Цифровые технологии, как вы убедились, — это не только социальные сети и игры на смартфонах. В нашей стране специалисты создали огромное количество технологий и платформ, которые были быстро внедрены в промышленность, медицину, образование и другие сферы. В результате чего повысилась эффективность сельскохозяйственных работ, медики получили инструменты для ранней диагностики многих заболеваний, а каждый житель нашей страны теперь может быстро найти и заказать необходимый товар — такие системы тоже часть цифровых технологий. Сегодня развитие технологий и вклад в обучение специалистов, которые и далее будут развивать эти инструменты, — одна из приоритетных сфер для нашего государства. Как вам кажется, в каких областях особенно важно применять новые цифровые технологии?

    Ответы обучающихся.

    Слово педагога: Спасибо, ребята! Было интересно работать с вами.

    Фотографии

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie